День четвертый

ХР. ТАУПШИРКА - Г.БРАТКОВСКАЯ

9:00 – Вышли на маршрут, спустились вниз до столбика 14/2. Это начало хр. Таупширка. Двигаемся очень медленно, поскольку больная нога одного из участников не дает возможности идти группе в полную силу. Уже все решено – прощаемся на перевале Легионов. Дорога представляет собой череду подъемов и спусков. Основной подъем начинается от столбика 10/3, и проходит по широкой камянистой тропе в сланнике. Он занял у нас около 15 минут.

Граница уходит с Таупширки около столба 10. Дальнейший путь это тропа, идущая вниз,поначалу в сланнике, а потом по лесу. Спуск тут достаточно крутой, к тому же осыпающаяся почва, на спуске необходимо соблюдать осторожность.

Необходимо отметить, что после столбика 9/4 имеется развилка троп, одна из которых ведет вниз, а другая – дальше по склону. Необходимо двигаться по первой (т.е. вниз) следующий столб (9/3) находится в 50 м. ниже.

В 11:15 сделали привал, на котором перепаковали вещи уходящего участника. Это был столб номер 9. Тут планировалась наша вчерашняя ночевка. От столба на азимуте 320, вниз минут 10 есть чахленький ручеек, из которого можно набрать воду для приготовления еды. Место достаточно удобное для разбивки лагеря.

Уйдя с привала, мы за переход добрались до перевала Легионов. На нем столбик 6/3 и памятный крест польским воинам. Коротко попрощались и пошли дальше, уже вчетвером. Время выхода на перевал – 12:20. На западном склоне, метрах в 70 внизу есть ручей, так что на перевале вполне можно организовать ночевку.

Дальнейший путь, это почти непрерывный подъем, средней крутизны, по хорошей тропе. Между столбами 3/ 4 и 3 заросли малины, мимо которых очень трудно пройти. Между столбами 3 и 2 - перевал, на всем протяжении которого столбиков обнаружено небыло. По словам местных жителей, воды на перевале, к сожалению, нет. Так что хоть место для стоянки тут удобное, но организовывать ночевку здесь не следует. Лучше пройти 2 км до перевала Пантыр.

Перевал Пантыр уникален в этой части тем, что неподалеку от него происходит смена нумерации столбиков. Следующий (по границе) столбик имеет номер 55/6. Вода тут имеется в большом количестве по обе стороны от хребта. Но на восточной стороне она подходит почти к самому перевалу . Обед мы устроили себе чуть выше, возле "гербового" столбика, где тоже есть вода. Время обеда 14:05.

Сытые и отдохнувшие мы вышли с обеда в 15:10. Путь наш лежал к г. Дурня и далее до г. Братковская. Этот участок слабо отложился в моей памяти. Помню, только, что границу мы потеряли едва спустившись на перевал. Последний видимый нами столб был 55/2. Дальше мы двигались уже по наитию, широким фронтом, приставая к местному населению. Как ни странно, это помогло. Границу мы нашли! Это оказался столб 53/6. Оказывается она вела вниз, немного и немного левее (если я ничего не путаю). После того как мы нашли границу, идти стало намного легче и интереснее. По краям тропы – обилие малины.

Начиная со столбика 53/2 начинается сначала плавный, а потом (от 53 столба) все более крутой подъем. На подъеме, у столбика 52/10 есть небольшая ровная площадка, на которой можно разбить лагерь (собственно, там даже есть кострище – кто-то уже пользовался этим местом). Также, вдоль тропы на протяжении ~150м. между столбами 52/10 и 52/8 течет ручеек. Крутой подъем заканчивается у столба 52/2. Время преодоления “крутяка” – 32 минуты.

Манявский водопад

Дальнейший подъем уже менее крут, а после 52 ст. переходит в обычный маршрут по вершинам хребта.. К сожалению, на имевшейся у нас двухкилометровке не обозначены все вершинки, которые довелось пройти по этому хребту. Поэтому, по нашим представлениям, мы 2 раза взошли на г. Дурня (на самом деле, обошли ее траверсом), бегом пробежали г.Гропа, хотя должны были съесть полагающуюся в таких случаях “вершишшую” шокодадку, сделали незапланированную, но очень вкусную остановку на безымянном бугре между Гропой и Братковской, и наконец, вылезли на Братковскую (местное название – Брат-Гора), хотя по замыслу, должны были обойти ее траверсом. Вот такое у нас получилось ориентирование. Определились мы только на Братковской. сделав для себя удивительное открытие: несмотря на то, что граница ИваноФранковской и Закарпатской областей проходит по карте несколько восточнее г. Братковская, на самой вершине имеется столбик старой Чешско-Польской границы, и номер у него – 44. И было это около 8 часов вечера. Спустившись по границе с Братковской, мы начали искать место для ночлега. И к своему удивлению, мы его нашли! От столбика 43/6 на юго-востоке есть ручей. Чтобы к нему выйти, нужно обойти сланник справа, а еще лучше – проломится прямо через него. За стеной сланника имеется бо-о-о-льшая лужа, повидимому не пересыхающая и в более засушливое время. Эту лужу, и окружающий сланник нужно обойти справа и спустится вниз. Ручей достаточно мощный, начинается он повидимому где-то в дебрях сланника, ибо сверху его не видно, и из лужи он не вытекает.

Этот день был самым длинным (по времени) за весь поход. Начавшись в 9:00, он закончился только около 10-ти часов вечера. Но усилия оправдали себя. Мы догнали все упущенное время. Впервые за весь поход ночевка была в запланированном месте. Это хороший знак.